Вчерашний пост вызвал большую дискуссию в журналистской среде, и я этой дискуссии рад, она важна.
Впрочем, я сам выразил свои мысли не очень ясно и обсуждается в основном вопрос «А вот Навальный не хочет нам давать интервью, он хочет говорить только на своём канале». Это не имеет смысл даже обсуждать, потому что фактически не так.
Да, канал наш обгоняет по охвату многие СМИ, но тут я вовсе не радуюсь успеху канала, а скорее переживаю за низкий охват аудитории независимыми СМИ. Навальный.live это нечто созданное кустарными способами в одной из комнат ФБК людьми, которые в этом ни черта не смыслят. Формат наш единственный — говорящая голова. Стоит всё это копейки. И мне досадно, что профи, обладающие несоизмеримо большим опытом и большими ресурсами, не прилагают усилий, чтобы сделать что-то лучше и, главное, ещё больше по охвату.
Интервью СМИ я даю просто в огромных количествах. Могу гарантировать, что нет сейчас человека в РФ, кто даёт их больше. Мы открыли 44 штаба. Я лично открыл их 34, а значит провёл 34 открытых встреч с ответами на любые вопросы. 30 пресс-конференций с региональными СМИ (но на них мог прийти любой федеральный журналист). Не менее 60 индивидуальных интервью региональным СМИ.
У нас есть специальный проект, где есть фото того, что мы делаем, от независимого от нас человека.
Так что я стараюсь быть максимально открыт для прессы и продолжу это делать в той мере, в какой это позволяет мне заниматься ещё и содержательной деятельностью, кроме раздачи интервью.
В продолжение поста я хочу сказать вот о чём. Я действительно считаю, что сейчас очень хорошее время для журналиста и журналистики. Именно в России. Цензура всё давит, верно. Но она же и порождает миллионы людей, которые очень нуждаются в правдивой информации. Это резко повышает востребованность того журналиста, который умеет работать и не ленится. Куча вещей становится интересными просто потому, что они запрещены и о них нельзя писать. Напиши о них, и ты прославишься. Ты получишь большую аудиторию и журналистские призы. Ну да, под прессинг тоже можно попасть, но всё в жизни имеет цену.
Конечно, если вы главред или издатель СМИ, если вам нужно искать деньги на существование издания, то вы в аду. Я вас обнимаю и плачу вместе с вами. Я не понимаю, как вы выживаете. Те, кто умудряется быть независимыми и существовать — вам надо ставить памятники, вы герои.
Но если вы просто журналист, то ваша жизнь удивительна и полна приключений. Вы получаете деньги за очень интересую работу, которая нужна миллионам. И вас будут читать миллионы, если вы не будете лениться и постоянно ныть.
Это ключевая вещь. Настаиваю на том, что именно лень, безынициативность, безделье хоронят российскую журналистику быстрее, чем Путин.
Вот пример, который меня лично задел.
Был суд с Усмановым. Резонансная тема. Клики. Трафик. Все написали миллион раз. Внутри этого спора есть много разных тем. Все очень интересные. Я могу понять, почему журналисты не стали копаться с налогами — цифры, долго, сложно, тяжело. Меньше понимаю, почему детально не разворошили сделку по усадьбе за 5 млрд. Там надо опросить несколько человек и моментально всех вывести на чистую воду.
И я совсем не понимаю, почему никто не занялся темой с цензурой в «Коммерсанте». Это же ещё и про самих журналистов.
Суд постановил, что Усманов не причастен к цензуре. Но было увольнение Ковальского. Было открытое письмо журналистов.
На самом суде загадочные вещи: свидетелями со стороны Усманова пришли А. Колесников («главжурналист» Ъ), шеф-редактор Яковлев и гендир издания Желонкин, но их не допросили.
Что они хотели сказать? Что думает на эту тему Ковальский? А подписаны того письма? Они в вашей телефонной книге. Они ваши друзья, их легко опросить. Согласны ли они с решением суда? Подписали бы письмо снова? Почему они молчат? Что думают об Усманове? Они отрицают цензуру, потому что зарплату платят? Что другие известные журналисты думают о решении суда?
Почему представитель Усманова говорит: «он не увольнял»? Это легко выяснить — вот же он, стоит в коридоре. Подойди и спроси.
Для того, чтобы написать ужасно интересный фичер на эту тему нужны: а) желание, б) телефон. И звонить-то нужно не скрытным чиновникам, а болтливым коллегам-журналистам.
Это стоит 0 рублей. Тут не нужны командировки.
И выйдет классный материал. И он поставит важные вопросы. И заставит задуматься. Этика, мораль, каприз, метафизический намёк и скандальный цитаты. Все обожают такое.
Ну и где этот материал. Я сильно извиняюсь, если его проглядел, но нет такого. Видел только, что Смирнов в телеграмме писал.
Никому не достались десятки (а может сотни) тысяч кликов. Никто не получил славы. Нет премии.
Ни хрена нет. Только в фейсбуке перемывают кости Навальному — он загордился и не хочет давать нам интервью, где мы хотели в стомиллионный раз задать ему важнейший вопрос «как вы объясните, что вас ещё не убили?»
Резюме: у тех, кто работает и хочет делать хорошую журналистику, она прекрасно получается. А то, что хорошей журналистики мало, имеет главное объяснение: трусость и лень. Причём лени в сто раз больше.
PS
Извиняюсь, если звучу морализаторски, но как избиратели имеют полное право поучать политиков, так и читатели/зрители — СМИ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий